Российский государственный военный
историко-культурный центр при Правительстве
Российской Федерации (Росвоенцентр)

Руководство интернет-сайта www.rosvoencentr-rf.ru



Фетисов Вячеслав Васильевич
Директор Росвоенцентра - Руководитель функциональной деятельности интернет-сайта www.rosvoencentr-rf.ru


Кальченко Григорий Иванович Первый заместитель директора Росвоенцентра - Руководитель администрации интернет-сайта www.rosvoencentr-rf.ru


Правовые ресурсы:



Тематические интернет-ресурсы:

О разработке четвертой государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (вариант Росвоенцентра)

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»» (далее - Программа) Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации осуществляет организационное сопровождение Программы.


imgb19f200d0e134b29a36d3d37c8b73902-m.jpg

 
Анализ итогов выполнения двух государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005 и 2006-2010 годы и трехлетней действующей Программы свидетельствует о значительной активизации в стране работы по патриотическому воспитанию граждан, повышении в обществе социальной активности и гражданской ответственности населения страны за судьбы Родины.

Для продолжения существующего курса на дальнейшее укрепление нашего государства, обеспечения успешного будущего России представляется необходимым продолжить целенаправленную работу по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации и после 2015 года путем утверждения в установленном порядке и последующего выполнения государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (далее - Программа).

Данная   Программа   является обновлённым вариантом ранее принятых государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации, сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан на основе инновационных технологий воспитания патриотизма в современных условиях.

Программа предполагает совместную деятельность государственных структур и гражданского общества в решении широкого спектра проблем развития патриотизма и придания ей новой динамики.
Программа имеет государственный статус и ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан Российской Федерации при сохранении приоритета патриотического воспитания подрастающего поколения – детей и молодёжи.

Программа опирается на принципы функционирования российского государства и гражданского общества, доступна для участия в её реализации всех органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций (объединений), научных и образовательных организаций, творческих союзов, религиозных конфессий, организаций и учреждений всех форм собственности.

II. Содержание проблемы патриотического воспитания в современных условиях и обоснование необходимости её решения на основе инновационных технологий

Реализация государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации, начиная с 2001 года, позволила создать систему патриотического воспитания и обеспечить её устойчивое функционирование. Итогом реализации государственных программ стала тенденция углубления в массовом сознании граждан понимания российского патриотизма как духовного ориентира и важнейшего ресурса развития современного российского общества.
Этот духовный ориентир возрождает и развивает героическое прошлое России, основанное на познании боевых и трудовых традиций, исторических свершений в борьбе за свободу и независимость Отечества, учёте многогранных исторических, этнографических и культурных корней развития российского общества, опыта Великой Отечественной войны и после - военных вооружённых конфликтов. Весь ресурс, накопленный за героические годы борьбы и труда, обладает богатейшим воспитательным потенциалом, и в целом активно используется для патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Он и в дальнейшем будет являться основой разработки, апробации и внедрения инновационных технологий формирования у современных поколений граждан России идеалов патриотических ценностей служения Отечеству, и прежде всего готовности к его защите.

Вместе с тем, наблюдающееся снижение в общественном сознании роли российского патриотизма как ценностно-смыслового ядра развития личности, семьи, общества и государства является одной из причин низких темпов инновационного развития российского общества.

В этих условиях становление и развитие системы патриотического воспитания молодёжи требует инновационных решений. Их реализация должна создать возможности молодым людям выбирать своё будущее, связывая его с национальными интересами и перспективами страны.

Вместе с тем, уже сегодня становится очевидным, что применяемые формы и методы в воспитательном процессе не обеспечивают повышения в общественном сознании роли российского патриотизма как ценностно-смыслового ядра развития личности, семьи, гражданского общества, что является одной из причин не высоких темпов инновационного развития российского государства. Обозначилась очевидная тенденция сокращения в обществе людей, способных воспринимать ценности патриотизма.

В этих условиях совершенствование и прорывное развитие системы патриотического воспитания граждан требует инновационных решений.

Перед системой патриотического воспитания остро стоит проблема корректировки целей, задач, содержания, форм, методов и технологий, адекватно учитывающих современные социальные реалии и геополитические ситуации в мире. Достижения такого положения лежит в плоскости конкретизации деятельности государства и общества по решению проблем формирования российской гражданской идентичности на основе ценностей российского патриотизма, что даст возможность повышения сознания каждого российского гражданина как творца будущего своей страны и защитника её национальных интересов. Речь идёт о разработке и реализации инновационных моделей патриотического воспитания на федеральном, региональном, муниципальном и институциональном уровнях, которые должны соответствовать требованиям и вызовам XXI века. Патриотическое воспитание создаст условия для реализации каждым гражданином России выбора своего будущего, связывая его не только с перспективами развития страны, но и региона проживания. Патриотическое воспитание молодёжи в современных условиях требует интеграции и консолидации социального, культурного и воспитательного потенциалов регионов и государства в целом. Оно должно быть направлено на реализацию целей опережающего развития России в мировом сообществе, что задаёт новые требования к институтам социализации, образования, культуры которые в своей деятельности должны опираться не только на достижения прошлого, но и вырабатывать способы и технологии необходимые для становления подрастающего поколения в будущем.

Программа основывается на понимании патриотического воспитания как базового социального фактора в укреплении российской государственности, консолидации российского общества, обеспечения национальной безопасности, достижения российской гражданской идентичности населением страны и перехода на инновационный путь её развития. Такое понимание свидетельствует о приоритетности патриотизма в структуре ценностей российского общества и государственной политики, что позволит преодолеть некоторые трудности в развитии сложившихся структур системы патриотического воспитания, создаст условия для их развития, внедрения современных форм и механизмов эффективного взаимодействия между ними.

Реализовать его можно только программным методом, что позволит осуществить одновременно совершенствование государственной политики в сфере патриотического воспитания, которая будет отвечать стратегической задаче модернизации страны и перехода её на инновационный путь общественного развития. При этом именно патриотизм выступит духовной и социокультурной основой российского общества.

III. Цель и задачи Программы

Основной целью Программы является внедрение инновационного подхода, дальнейшее совершенствование системы патриотического воспитания, приведение её в соответствие с новыми историческими реалиями развития российского общества. Стратегической целью Программы становится не столько воспроизводство ценностей патриотизма, а прежде всего - формирование установки у граждан на потребность в ценностях патриотизма.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
совершенствование системы патриотического воспитания на основе внедрения научнообоснованных инновационных технологий и механизмов воспитания патриотизма в современных условиях;
совершенствование нормативно-правового, организационно-методического и информационного обеспечения функционирования системы патриотического воспитания;
создание системы патриотического воспитания в каждой образовательной организации, трудовом и воинском коллективе, превратив их в центры патриотического воспитания;
создать и развивать подсистему военно-патриотического воспитания граждан, как составной части системы патриотического воспитания и осуществить её функционирование для повышения престижа военной и правоохранительной служб;
коренным образом укрепить материально-техническую базу патриотического воспитания в образовательных, трудовых, творческих, воинских и служебных коллективах и общественных объединениях;
осуществить перестройку учреждений культуры и информационного обеспечения патриотического воспитания граждан в условиях информационного противодействия.

Решение указанных задач предполагается осуществить путём реализации программных мероприятий согласно приложения №1 (мероприятия определяются федеральными органами исполнительной власти, учреждениями, организациями и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации).
 

IV. Основные направления реализации Программы

Программно-целевой и системно-правовой подходы к патриотическому воспитанию реализуются в условиях объективно сложившегося перехода мирового общества к глобальному информационному пространству, насаждению массовой культуры, космополитической среды Интернета, виртуальной псевдореальности социального мифотворчества и т.д., актуализирует необходимость сохранения и развития в российском обществе исторически сложившихся культурно-самобытных ценностей, духовных традиций страны и прежде всего ценностей патриотизма.

Программа исходит из наличия в российском обществе и государстве сложившихся основ для дальнейшего развития и укрепления эффективной системы патриотического воспитания граждан, формирования у них любви к Отечеству, готовности проявить свои лучшие качества в различных сферах общественной жизни.

На реализацию этих возможностей Программой предусмотрено осуществление комплекса мер на федеральном, региональном и местном уровнях.

1. Научно-теоретическая и методическая база патриотического воспитания с учётом инновационных технологий и механизмов воспитания патриотизма в современных условиях

Это направление предполагает:
продолжение исследований в сфере сложившейся системы патриотического воспитания и использование их результатов в практической деятельности по внедрению в воспитательный процесс инновационных технологий;
разработку Стратегии развития системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации до 2025 года;
разработку учебно-методических пособий и рекомендаций в области патриотического воспитания с научным обоснованием применения в современных условиях инновационных методов работы с каждой категорией российских граждан;
разработку и внедрение комплекса учебных и специальных программ и методик развития инновационных форм и методов патриотической работы с молодёжью;
исследование и использование наиболее эффективных форм и методов всего многообразия педагогических средств и подходов к патриотическому воспитанию различных категорий граждан с учётом специфики сфер их жизни и деятельности; проведение экспертизы проектов патриотической направленности с целью выявления уровня и результатов формирования патриотизма у различных категорий граждан Российской Федерации;
создание системы подготовки специалистов и повышения их квалификации в области патриотического воспитания;
изучение и обобщение передового опыта в области патриотического воспитания с целью его внедрения в практику этой деятельности.

2. Формирование патриотического мировоззрения через развитие патриотически ориентированных исторических знаний граждан Российской Федерации

Системой мер по формированию патриотического мировоззрения граждан предусматривается:    
активизация интереса к изучению истории Отечества и формирование чувства уважения к героическому прошлому нашей страны, сохранение памяти о великих исторических подвигах защитников Отечества;
углубление знаний о событиях, ставших основой государственных праздников России;
повышение интереса российских граждан к военной истории Отечества в ходе подготовки и празднования 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов;
сохранение исторической памяти и развитие интереса к отечественной науке и её видным деятелям – патриотам России; 
повышение качества работы образовательных организаций по профессиональной ориентации учащихся для службы Отечеству и их патриотическому воспитанию;
стимулирование и поддержка творческой активности деятелей искусства и литературы по созданию произведений патриотической направленности;
проведение всероссийских конкурсов, семинаров, конференций, выставок и экспозиций, посвященных славным историческим событиям и знаменательным датам России.

3. Повышение роли образовательных организаций, учреждений культуры и средств массовой информации в патриотическом воспитании граждан
 
Системой мер по информационному обеспечению в области патриотического воспитания предусматривается:
совершенствование форм и механизмов социального партнёрства образовательных организаций, учреждений культуры, молодёжной политики, общественных объединений в пропаганде патриотизма;
обновление баз данных, мониторинг интернет-сайтов и блогосферы, информационно–аналитических материалов патриотической направленности в электронном пространстве, в том числе, образовательных организаций, учреждений культуры и книгоиздательства;
активное использование элементов патриотического воспитания в средствах массовой информации, преодоление при этом сложившихся подходов, стереотипов и механизмов негативного плана;
противодействие всем попыткам принижения роли, места, значения, дискредитации, девальвации и деформации патриотических ценностей в средствах массовой информации, литературе и искусстве, книгоиздательстве, спорте, рекламе и др.;
содействие всемерному развитию и расширению патриотической тематики телевизионных программ, периодической печати, издаваемой литературы;
активизация творческих усилий журналистов, писателей, деятелей науки и культуры, представителей интеллигенции в области патриотического воспитания;
издание и распространение литературы, электронных и печатных средств массовой информации, специализирующейся на патриотической тематике.

4. Нормативное и правовое обеспечение деятельности по патриотическому воспитанию

Система мер:
разработка нормативно-правовой основы воспитания в системе образования и дошкольных учреждениях, учреждениях культуры, спорта, туризма, книгоиздательства, рекламы с учётом изменившихся условий и их специфики;
обновление соответствующей нормативной и правовой базы заинтересованных силовых министерств для решения вопросов активизации военно-шефской работы, создания механизмов постоянного взаимодействия с общественно-государственными организациями, общественными объединениями патриотической направленности по выполнению задач военно-патриотического воспитания и подготовки молодёжи к защите Отечества;
разработка механизма, предусматривающего прямое финансирование общественно-государственных организаций, осуществляющих деятельность в области патриотического воспитания, предоставление им налоговых и других преференций аналогично государственным и муниципальным учреждениям;

5.Военно-патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, формирование у молодёжи положительной мотивации к прохождению военной службы

Это направление предполагает:
формирование у молодёжи допризывного возраста моральной и психологической готовности к защите Отечества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой гражданской ответственности;
развитие у подрастающего поколения гордости, глубокого уважения и почитания символов государства – Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, другой российской, особенно воинской символики и исторических святынь Отечества;
создание условий для комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов морально, психологически и физически подготовленными гражданами, обладающими высокой мотивацией к прохождению военной и государственной службы;
создание условий для повышения эффективности деятельности ДОСААФ России как основного субъекта военно-патриотического воспитания и подготовки молодёжи к военной и государственной службе;
создание условий, в том числе нормативных и правовых, для обеспечения координации и взаимодействия военно-патриотических объединений (клубов) по различным направлениям и формам профильной деятельности в целях повышения эффективности формирования у молодёжи готовности к защите Отечества и военной службе;
повышение степени участия Православия и традиционных для России религиозных конфессий в формировании у граждан потребности служения Родине, её защиты как высшего духовного долга;
изучение и внедрение передового опыта в практику военно-патриотического воспитания молодежи, формирование позитивного отношения к военной и государственной службе;
создание военно-патриотических игровых и медиа–программ, активное использование возможностей «Интернета» для работы с молодёжной аудиторией.

6. Взаимодействие органов государственной власти и гражданского общества в интересах патриотического воспитания

В целях усиления взаимодействия государственной власти и гражданского общества в сфере патриотического воспитания предусматривается:
развитие нормативной и правовой базы механизмов взаимодействия государственных органов, общественных объединений и субъектов Российской Федерации в сфере патриотического воспитания граждан на всех уровнях деятельности;
развитие инновационных форм, методов и технологий координации и взаимодействия субъектов патриотической деятельности;
взаимодействие органов государственной власти и гражданского общества в развитии основ управления патриотическим воспитанием на всех его уровнях; 
объединение основных направлений и форм патриотического воспитания на всероссийском и межрегиональном уровне с созданием соответствующих центров (поисковой деятельности, Движения «Пост №1», военно - спортивной игры «Зарница» «Заря», ассоциации «Юный пограничник» и др.) и обеспечение взаимодействия между ними, оказание постоянной поддержки со стороны государственных органов и организаций на всех уровнях власти;
привлечение ветеранских организаций к работе с молодёжью, использование их опыта, нравственного и духовного потенциала для сохранения преемственности боевых и трудовых традиций.

V. Механизм реализации Программы

Механизм реализации Программы основывается на дальнейшем совершенствовании форм и методов работы институтов государственной власти всех уровней, общественных организаций в целях обеспечения целенаправленного воздействия на процесс воспитания, систему пропаганды патриотизма в средствах массовой информации, усиления консолидации и координации деятельности всех структур гражданского общества.

Организационное сопровождение Программы осуществляет Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации. Головными исполнителями Программы являются Министерство обороны Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации и Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации, которые осуществляют следующие функции:
разрабатывают ведомственные подпрограммы патриотического воспитания (с указанием конкретных работ по выполнению Программы, необходимых затрат по каждому мероприятию и источников их финансирования);
организуют и проводят конкурсный отбор исполнителей конкретных работ по реализации ведомственных подпрограмм в соответствии с законодательством Российской Федерации;
обеспечивают реализацию ведомственных подпрограмм патриотического воспитания с постановкой задач соисполнителям мероприятий Программы. Федеральные органы исполнительной власти – соисполнители Программы разрабатывают свои ведомственные программы патриотического воспитания и организуют их реализацию.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе Программы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти осуществляют следующие функции:
разрабатывают государственные программы субъектов Российской Федерации по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации в порядке, установленном высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Совместно с органами местного самоуправления привлекают общественные организации (объединения) к решению задач патриотического воспитания;
Органы местного самоуправления разрабатывают государственные программы патриотического воспитания граждан с определением конкретных мероприятий с различными категориями граждан.

Обеспечивают финансирование мероприятий программ за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации с привлечением средств внебюджетных источников.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют руководство процессом патриотического воспитания в пределах своих полномочий, объединяют свои усилия в целях обеспечения эффективного функционирования системы патриотического воспитания. В качестве структур, осуществляющих эти функции, в федеральных органах исполнительной власти создаются советы по патриотическому воспитанию, а в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации – региональные межведомственные координационные советы по патриотическому воспитанию и допризывной подготовке граждан. Для исполнения функций рабочего органа указанных советов создаются центры патриотического (военно-патриотического) воспитания и подготовки граждан к военной службе.

VI. Ресурсное обеспечение Программы

Ориентировочно общий объем финансирования Программы в 2016-2020 годах составит _______ рублей, в том числе _______ рублей за счет средств федерального бюджета, _______ рублей за счет средств внебюджетных источников, выделяемых из фондов творческих союзов, организаций культуры, спортивных, научных и др. организаций, участвующих в патриотическом воспитании, а так же средств юридических и физических лиц, поступающих в порядке безвозмездной помощи, шефства и спонсорства.

Средства федерального бюджета на реализацию Программы выделяются федеральным органом исполнительной власти и организациям согласно приложению №2 (в пределах не менее предыдущих пятилетних программ).

Ежегодные объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета уточняются по результатам рассмотрения бюджетных заявок федеральных органов исполнительной власти и организаций в установленном порядке.

Финансирование расходов федеральных органов исполнительной власти и организаций, связанных с реализацией мероприятий Программы, осуществляется в пределах средств, выделяемых на текущую деятельность федеральных органов исполнительной власти – исполнителей Программы и предусматривается в их сметах.

Финансирование мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

VII. Оценка эффективности реализации Программы

Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей (индикаторов) согласно приложению № 3, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системность и содержательность, организацию и научную обоснованность, использование современных технологий, степень охвата объектов воспитания и участия в нём субъектов этой деятельности.

Результативность реализации Программы измеряется степенью готовности и стремлением граждан Российской Федерации к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими на благо Отечества и отражается в докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, участвующих в реализации Программы.

Реализация Программы в тесной взаимосвязи с реформированием органов исполнительной власти, военной организации государства, системы образования, правоохранительных органов должна способствовать укреплению государства, обеспечению безопасности его граждан, недопущению проявления неофашизма и национализма в стране.

Конечным результатом реализации Программы должны стать положительная динамика роста патриотизма и интернационализма в стране, обеспечение на ее основе благоприятных условий для духовного и культурного подъема в обществе, укрепление экономической стабильности государства и обороноспособности страны, повышение международного авторитета России.                                                

Для передачи предложений в Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации (Росвоенцентр)

105175, г. Москва,
Большой Козловский пер., д.6, стр.2
Тел.: (дежурный)
Тел./факс: 8(495) 632-93-50
E--mail: rosvoencentr@mailfrom.ru (основная)
E--mail: rosvoencentr@mtu-net.ru (дополнительная)
Контактные телефоны для взаимодействия и предложений:
(прямой), (прямой);
(дежурный - круглосуточно, для передачи предложений-
тел./факс: 8(495) 632-93-50

Предложения направлять в Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации (Росвоенцентр)

Адрес: 
тел./факс: 8(495) 632-93-50
МРГ

Патриотические символы госпрограмных мероприятий
 

 Награды за патриотизм 

Почетный знак
 "За активную работу по патриотическому воспитанию
       граждан Российской Федерации"


d



 Памятная медаль  " ПАТРИОТ РОССИИ"


3

 
 
gramota.jpg


 Изданные труды патриотической направленности



5.p1110001.jpg



Росвоенцентр
осуществляющий организационное сопровождение
государственных программ патриотического воспитания

s


av20vib_copy1321872648.jpg


shapka_variant-2012_21.jpg


Возврат к списку



Партнеры Росвоенцентра по патриотическим проектам:



Награды за патриотизм: